Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 01:05

ГКОУ "Волгоградская школа-интернат "Надежда"

Меню сайта

Информация о ресурсном центре

В настоящее время специалисты, работающие в области дефектологии, отмечают не только увеличение количества детей с нарушенным развитием, но и усложнение структуры дефекта, рост числа детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). В связи с этим дети с ТМНР, семьи, имеющие детей-инвалидов с ТМНР, а также педагоги, испытывают потребность в вопросах оказания специализированной диагностико-коррекционной помощи детям, консультативной и обучающей помощи их родителям или законным представителям.

Для решения этой задачи комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области в 2018 году было принято решение о создании ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР при государственном казенном общеобразовательном учреждении "Волгоградская школа-интернат № 4" (далее – ресурсный центр).

Основанием для создания ресурсного центра являются нормативные документы:

  1. Федеральный Закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
  2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  3. Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на 2018 – 2020 годы, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 07.02.2018 № 987п-П8.
  4. Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 29.06.2018 г. № 669.
  5. Положение о деятельности ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития.
  6. Приказ от 03.07.2018 г. № 131 "О создании рабочей группы по организации работы ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития в ГКОУ "Волгоградская школа-интернат № 4".

Цель работы ресурсного центра:

- развитие системы организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития;

- координация деятельности общеобразовательных и иных организаций, осуществляющих комплексную помощь детям с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития;

- обеспечение их сетевого взаимодействия и оказания им поддержки,

- обеспечение возможности эффективного функционирования системы комплексных медико-социальных, психолого-педагогических и методических ресурсов.

Задачами ресурсного центра являются:

- участие в разработке программно-методического обеспечения деятельности специалистов и служб по сопровождению детей
с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР;

- оказание методической и информационно-аналитической поддержки образовательным и иным организациям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР;

- организация и проведение мониторингов, в том числе по оценке качества оказания комплексной помощи детям с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР и семьям их воспитывающим;

- реализация социально значимых проектов, направленных на развитие региональной системы комплексной помощи детям с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР.

Одно из важных направлений работы специалистов ресурсного центра – реализация социально-значимых проектов оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ТМНР. Многолетний опыт работы определил следующие направления работы: региональный проект «Педагоги-дефектологи и родители – одна команда», консультационно–методический пункт, социально-педагогическое сопровождение, проект «Ступени к будущей профессии». Одним из новых направлений работы стала реализация проекта «Ступеньки развития».

Проект «Ступеньки развития» – это система комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ТМНР дошкольного возраста, начал функционировать с сентября 2018 г. Цель родительского клуба – организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка от 6 лет с ТМНР; обучение родителей навыкам взаимодействия с детьми на основе использования современных игровых технологий, которые позволят безболезненно адаптировать ребенка с ТМНР к поступлению в школьное образовательное учреждение. Программа рассчитана на родителей детей с ТМНР. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек и т.д.).

Программа представлена в виде клубных встреч для родителей. В течение учебного года программа может и будет корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.

В реализации программы участвуют специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

Несмотря на то, что проект «Ступеньки развития» только начал функционировать, наши специалисты активно включились в работу и провели заседание родительского клуба, также оказали консультации специалистам ДОУ.

Региональный проект «Педагоги-дефектологи и родители – одна команда» функционирует с сентября 2014г. Работа проекта осуществляется в сотрудничестве с ВРОО «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов» под руководством к.п.н., доцента ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» Е.А. Лапп. Как создать эмоционально значимое пространство для ребенка с ТМНР, как организовать коррекционно-развивающую среду дома и в условиях образования – эти и многие другие вопросы рассматриваются участниками проекта во время творческих встреч.

Один раз в месяц проводятся: семинар-практикум для родителей по обучению специальным коррекционно-развивающим приемам взаимодействия с детьми; психологический тренинг; адресные индивидуальные консультации; клубный день для родителей и детей.

Следующее направление работы в рамках работы ресурсного центра – это консультационно-методический пункт, который функционирует с сентября 2014 года. В рамках работы консультационно-методического пункта специалисты-дефектологи знакомят родителей (законных представителей) с современными представлениями о воспитании и обучении детей с ТМНР; информируют о психолого-физиологических особенностях развития детей и подростков с ТМНР; обеспечивают взаимодействие между консультационно-методического пункта и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей с ТМНР и родителей (законных представителей); оказывают методическую, диагностическую, консультационную помощь педагогам образовательных учреждений по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с ТМНР.

Следующее направление работы ресурсного центра – социально-педагогическое сопровождение ребенка с ТМНР и его семьи.

Социально-психолого-педагогическое сопровождение мы рассматриваем как особый вид помощи ребенку с ТМНР, обеспечивающий эффективность его развития в условиях образовательного процесса.

Стержнем данной модели является психолого-педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога, социального педагога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков с ТМНР, наметить целостную программу индивидуального сопровождения.

В программу индивидуального сопровождения ребенка с ТМНР входит диагностическое направление (первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребенка с ТМНР в процессе коррекционной работы). На основе результатов комплексной диагностики, разрабатываются направления и задачи психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы, определяются тематика и цели социально-психолого–педагогического просвещения участников образовательного процесса.

Еще одним направлением работы ресурсного центра является участие учреждения в региональном проекте «Ступени к будущей профессии», которое функционирует с сентября 2017 года.

Первый этап реализации проекта называется «Я помощник» (начальная школа). Задачей данного этапа является обеспечение мягкого перехода сознания детей с ТМНР от игровой к практической деятельности; формирование сопричастности к миру взрослых через беседы, экскурсии, практика.

Второй этап – «Мир профессий» (5–7 классы). Задача этого этапа - привитие осознанного восприятия профессионально значимой информации через беседы о профессиях, анкеты, рассказы о профессиях родителей.

На заключительном этапе «Профессиональное взросление» (8-9 классы) решаются задачи обеспечения усвоения профессиональных знаний, навыков, базовых и универсальных умений, сформированности способности адекватно осмысливать элементарные трудовые задания через профессиональные ролевые игры.

Предполагаемый результат деятельности Ресурсного центра - создание модели эффективной комплексной помощи: детям с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР, семьям, воспитывающим детей с ТМНР, педагогам образовательных учреждений, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Приказ о создании ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Приказ о создании рабочей группы по организации работы ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития в ГКОУ "Волгоградская школа-интернат № 4".

Положение о деятельности ресурсного центра

Брошюра Ресурсный центр

План работы ресурсного центра на 2023-2024 учебный год

Цифровой отчет деятельности ресурсного центра инклюзивного образования на базе ГКОУ «Волгоградская школа  интернат №4» 2022-2023 учебный год + Отчет РЦ 2022-2023

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Официальный сайт Школы-интернат №4 © 2024